Музеи мира
Каталог музеев

Иероним Босх жил в эпоху Возрождения и творил на просторах Средневековой Европы вместе с Леонардо, Микеланджело, Рафаэлем. Однако глядя на его работы, в это просто невозможно поверить. Сюрреалисты ХХ столетия назвали Босха “почетным профессором кошмаров”. Инфернальность и таинственность его картин, по мнению искусствоведов, соревнуется с многозначной улыбкой Джоконды.

Таинственность, страх, кошмар – вот неполный список понятий, вплетенных автором в ткань своих творений. Иногда кажется, что все твари из открывшейся огненной геенны выползли наружу и нашли свой оплот на картинах Босха. Их изображения маниакально точны и правдоподобны, их искаженный и гротескный вид описан то ли в Апокалипсисе, то ли в воспаленном воображении живописца.

Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо. Она сохранилась благодаря мрачному покровителю творчества Босха – королю Испании Филиппу II. Последнего Жюль Мишле, известный историк и исследователь европейского Средневековья, называл призраком мрачных покоев Дворца Королей – Эскориала. Не даром соотечественники Босха считали своего монарха, представителя рода Габсбургов, порождением зла. В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510).

Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Иероним происходил из семьи потомственных живописцев, однако не сохранилось ни одной работы членов его семьи. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. 1450 – 1516), а также то, что выгодно женившись, он обеспечил себе относительную творческую свободу. На сегодня насчитывается около 30 произведений, в большинстве представленных в Музее Прадо. На этом факты о его жизни заканчиваются, и открывается поле для деятельности исследователей, предположений, вымыслов и легенд. Он был одним из первых, кому открылись образы подсознания, средневековым сюрреалистом и невольным адептом фрейдизма. На протяжении веков за Босхом тянется сомнительная слава алхимика, астролога, колдуна и еретика, хотя факты утверждают, что он был весьма религиозным человеком и даже входил в Братство Девы Марии.

Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Филипп II, сумрачный испанский король и религиозный фанатик, видел в картинах Босха наставления и предостережения для христиан-католиков. В конце XVI века церковь пересмотрела свое отношение к творчеству живописца и обвинила его в ереси, однако быстро сняла все обвинения.  Художники того периода восхищались точной передачей цвета в картинах Иеронима Босха и брали на вооружение некоторые эффектные приемы. В целом произведения нидерландца чаще воспринимали как занимательный хорор, который щекотал нервы и заставлял задуматься. Известный историк  северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «…удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные…»

"Пляска Смерти" (Danse macabre)

"Пляска Смерти" (Danse macabre)

Кто же был прав? Отвечая на этот вопрос следует вспомнить, что в XV веке христианский мир просто жаждал Апокалипсиса. «Пляска смерти» (“Danse Macabre”) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Церковные проповедники активно внушали обывателям, что все мирские ценности и рыцарские доблести всего лишь тлен, а спастись способна только бессмертная душа. Но что все до души? В этой атмосфере и церковники и люди искусства особенно упиваются ужасами адских пыток, наказаний за грехи и богомерзкими сюжетами разложения тела и личности.  Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений».

«Сад земных наслаждений» - Босх

«Сад земных наслаждений» - Босх

Так что кошмары полотен Босха всего лишь «мейнстрим» той эпохи, ее символы.

Но вечный сумрак падших душ не мог удовлетворять огромному творческому потенциалу Босха. В музее Прадо можно увидеть светлое и божественное «Поклонение волхвов» – триптих написанный в одно время с «Садом земных наслаждений».

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Нравится






Один комментарий на “Иероним Босх”

  • Марина:

    Мой любимый художник.
    Не рекламы ради, а информации для: вот здесь очень неплохая биография http://www.people.su/131632 Причем без фантазий, что приятно.

Оставить комментарий

Облако меток