Музеи мира
Каталог музеев

Константин Андреевич Сомов (1869 – 1939)

В начале двадцатого века сомовские «галантные празднества» и «дамы прошедшего времени» производили на зрителей эффект почти магический. Начиная с ранних пейзажей, любимые художником натурные мотивы понемногу становятся узнаваемыми. Так, образ радуги после грозы становится едва ли не фирменным стилем этой живописи, равно, как и возникшие позже, знаковые образы костра и фейерверка. Постепенно исчезает открытый мазок и широкая кисть (следствие репинских уроков), живописная поверхность становится более гладкой, матовой, проработанной. Самые наивные житейские сюжеты («Конфиденции», «Купальщицы») кажутся подсмотренными исподтишка. Устойчивый круг мотивов позднего Сомова – прогулки в парках и любовные забавы с петиметрами, купания, сны и театральные представления. Персонажи застывшие смотрят на живой огонь, радугу или фейерверк. Художник мастерски выполнял эскизы для вышивок, тканей, обоев. Расписывал веера, шкатулки, табакерки. Занимался фарфоровой скульптурой. Но настоящая слава Сомова началась с ретроспективных портретов – «Дама в голубом», «Портрет А.К.Бенуа», «Портрет А.П. Остороумовой». В 1923 году художник отправляется в Америку с выставкой и не подозревает, что это навсегда. Вести с родины не обнадеживают. Да и повод остаться был – писать портрет Рахманинова. В начале 30-хх годов Сомов пишет ряд «Композиций с зеркалами», который включает в себя смешанный мотив интерьера, пейзажа, натюрморта, автопортрета – это новая для художника жанровая разновидность. В этом, собственно, и итог его работы.

Нравится






Оставить комментарий

Облако меток