Музеи мира
Каталог музеев

Феофан Грек (середина 14 века – после 1405)

В церкви Спаса на Ильинке находятся фрески, созданные в 1378 году великим художником Феофаном Греком. Из купола смотрит Христос Вседержитель, окруженный ангелами, ниже застыли фигуры ветхозаветных праведников. На темные лица, будто опаленые огнем, брошены яркие белильные мазки «светов», вносящие общее ощущение тревожности образов. Спаситель в куполе кажется огромным, подавляющим своими размерами и мощью. Под кистью мастера приобрела напряженность и драматизм и вполне мирная сцена явления праотцу Аврааму трех ангелов в виде странников – Троица – которую художник мастерски вписал в неудобное, скошенное поле стены. Манера Феофана свободная и остро выразительная, мало похожа на искусство русских мастеров. Около 1390 года Феофан Грек пишет икону «Богоматери донскую». Лик ее выглядит просветленным. Кажется, она смирилась с будущим распятьем, потому, что она знает о скором воскресении, потому что ее сын смертью победил смерть. Она не прижимает младенца к себе, а поддерживает ладонями, как священную жертву, добровольно возлагаемая на алтарь. И маленький Иисус не льнет к материнской щеке, а поднимает головку к небу, словно прислушиваясь к высшему повелению. В таком решении высказанная идея обоюдного согласия и готовности к жертве. Эта идея актуальна на Руси. Напряженностью сумрачной цветовой гаммы и живописным совершенствам икона близка к росписям церкви Спаса на Ильинке. Известно также, что Феофан Грек совместно работал с андреем Рублевым. Все-таки пересеклись пути двух великих художников угасающей Византии и расцветающей Руси.

Нравится






Оставить комментарий

Облако меток